Система образования призвана уделять максимальное внимание вопросам здорового образа жизни школьников.
Система образования призвана уделять максимальное внимание вопросам здорового образа жизни школьников. Об этом говорил директор департамента образования и науки Тюменской области Алексей Райдер на заседании совета по охране здоровья граждан, который прошел 28 ноября в Тюмени.
«В целом динамика последних лет говорит о том, что ситуация со здоровьем учащихся улучшается. Вместе с тем, есть так называемые школьные заболевания, которые за годы учебы могут усугубляться. Из всех заболеваний в последние десять лет наиболее значительно выросло число патологий эндокринной системы, двигательного аппарата», — отметил Райдер.
Многие образовательные учреждения на протяжении нескольких лет внедряют в образовательный процесс здоровьесберегающие технологии. Например, такая работа ведется в лицее № 81. «И это не какие-то сверхъестественные технологии, это элементарная практика работы, которая с момента попадания ребенка в первый класс формирует у него нужные привычки, — заявил Алексей Владимирович. — К сожалению, они не всегда формируются в семье. В некоторых учреждениях такая практика нарабатывалась в течение нескольких лет, некоторые только начинают двигаться в этом направлении».
В области реализуется проект «Здоровье на 5+», он содержит три ключевых направления: питание и здоровье, физкультура по интересам, профилактика. Алексей Райдер рассказал о них подробнее.
Во всех школах области удалось переоснастить пищеблоки школ, в том числе выйти на новые технологии приготовления благодаря применению пароконвекционного оборудования. Рационализируется меню, в него включаются витаминосодержащие продукты. Зафиксирована положительная динамика в отношении заболеваний органов пищеварения, правда, она минимальна, но что касается таких болезней, как недостаток массы тела и ожирение, — продолжается рост. «Нужно отдавать отчет, что в школе ребенок проводит 30−40% времени, остальное время — в семье, поэтому привычки правильного питания должны активно насаждаться в семьях. Такая возможность сегодня есть исключительно у образовательных учреждений, — убежден директор департамента. — Сегодня мы ведем работу с педагогами, чтобы те в свою очередь работали с родителями».
Доказано, что физическое воспитание тесно связано со здоровьем школьников. В условиях, когда усложняются программы, усиливается дефицит свободного времени, физическая активность просто необходима детям. В школах проводятся активные перемены на свежем воздухе, физкультминутки во время занятий. Это не какие-то новшества, их применяли еще в советской школе. Физкультура должна выйти за рамки привычных занятий — бега и отжимания. Необходимо использовать ресурсы системы дополнительного образования. Положительные примеры есть и в Тюмени, и в Тобольске, и в Заводоуковске. В течение 2014 года предложено организовать работу школьных спортивных клубов во всех образовательных учреждениях области.
Третье направление — профилактическое, прежде всего оно касается профилактики сезонных заболеваний. «Необходимо привлекать родителей к этой работе, — подчеркнул Райдер. — Установлено, что так называемый школьный фактор влияет на здоровье ребенка до 20%, фактор медицинского обслуживания — до 15%, все остальное — это среда жизни ребенка, его семья. Поэтому ключевая задача — продолжение разъяснительной работы с родителями. В 2014 году мы предлагаем главам муниципальных образований совместно с департаментом отработать вопрос родительского всеобуча на тему здорового образа жизни».