На сцене драмтеатра показали четыре спектакля по сценариям российских фильмов.
Не бывает регионального зрителя, считает Кристина Кутчер (СПбГУКиТ, мастерская С. Снежкина), одна из режиссеров-участников первого тюменского фестиваля современной драматургии «КиноТеатр. Современная пьеса на сцене и экране», завершившегося накануне в областной столице. «Тюмень — открытый город. Я думаю, он готов к восприятию нового. Это чувствовалось в зрителе: жажда, интерес, готовность», — добавила она.
В финальный день фестиваля, 13 октября, режиссеры из северной столицы Санкт-Петербурга презентовали перед зрителями итог работы — эскизы к спектаклям. Тридцатиминутный фрагмент Кристины Кутчер шел последним из четырех показов. За основу была взята пьеса Ивана Вырыпаева «Пьяные».
«Она касается современного человека и его проблем, но при этом драма построена на удивительно прочных, вечных вопросах, поэтому может проникнуть и коснутся каждого человека в каждом регионе этой страны», — пояснила корреспонденту «Вслух.ру» режиссер после спектакля.
Напомним, в числе режиссеров-участников фестиваля также были Андрей Сидельников (Театр на Литейном), Роман Габриа (Театр «Мастерская») и Роман Каганович. В рамках фестиваля они работали со сценариями современных российских драматургов: Ивана Вырыпаева, Константина Стешика и Василия Сигарева. Каждому в трехдневный срок необходимо было познакомиться с актерами драматического театра, найти контакт и поставить фрагмент, который впоследствии, по решению зрителя, войдет в программу театра, будет доработан или так и останется в формате наброска.
Работа над спектаклем шла двадцать четыре часа в сутки. Кристина Кутчер отмечает, что живой человеческий, профессиональный контакт с артистами — трудный и тонкий процесс, который в условиях сжатых сроков приходилось насильно ускорять. «Речь не только о репетициях в течении дня. Скорее, об узком центростремительном потоке осмысления материала конкретно с этими артистам, их судьбами и возможностями. Открывать и доверять нужно было немедленно. И я рада, что актеры были готовы к этому», — добавляет она.
Ее коллега Андрей Сидельников тоже работал с пьесой Ивана Вырыпаева. «Мы создавали эскиз к спектаклю „Танец Дели“. Самым важным для меня было раскрутить актеров. Это и есть кайф, все находят контакт за очень короткий срок», — заметил режиссер.
После каждого из четырех показов режиссеры и актеры участвовали в открытом разговоре с представителями профессионального сообщества и публикой.
Зрительница спектакля «Пьяные» Наталья Кучинская отметила, что эскиз получился выше всех похвал. «Казалось бы, зрительский смех сопровождает постановку от начала до конца, но если в первые минуты просто смешно слушать так называемый пьяный бред, то постепенно начинаешь понимать, что это, пожалуй, не такой уж бред, и тут есть над чем задуматься», — написала она в социальной сети драмтеатра.
Как рассказала пресс-секретарь тюменского драмтеатра, зрительские оценки эскизов будут оглашены на следующей неделе. Но вне зависимости от результатов, по мнению директора драмтеатра Сергей Осинцева, лаборатория в первую очередь — интенсивный курс для актеров.
«Мы впервые проводим лабораторию-фестиваль, на которой присутствуют и работают молодые режиссеры и авторы. Для нас это новый опыт, театр практически никогда не обращал свой взгляд на современную драматургию. Тем временем мы просто к этому готовились. Чтобы большой областной театр мог взяться за такую работу, нужно пройти большой путь с классическими произведениями, которые когда-то были современной драматургией, а теперь стали академическими учебниками для сцены», — приводятся слова Сергея Осинцева на сайте театра.
_Кстати, название, как и концепцию, фестиваль-лаборатория получил в честь Года российского кино. В ходе фестиваля актеры театра совместно с режиссерами смотрели и обсуждали фильм «Кислород» Ивана Вырыпаева, посещали мастер-классы и общались со зрителями._