Позиционирование Югры с точки зрения туризма власти ХМАО начали уже в столице — на пресс-конференции губернатор Александр Филипенко впервые заявил о желании автономного округа зарабатывать не только на нефти, но и на северных достопримечательностях.
По словам губернатора, Югорский край может гордиться уникальными природными заповедниками, самобытной культурой обских угров, непревзойденными пейзажами Приполярного Урала, археологическими памятниками, и конечно же, своей историей, вобравшей в себя и первое упоминание Югры в русских летописях в 1096 году, и легендарный поход Ермака в Сибирь, и березовскую ссылку князя Александра Меншикова, и «березовский фонтан» 1953-го года, положивший начало нефтегазовой эпопее в крае. Все это, по мнению губернатора, должно заинтересовать туристов и принести дополнительные доходы в бюджет округа, который в ближайшие годы начнет катастрофически худеть в связи с перераспределением налога на добычу нефти в пользу центра.
Идея превращения Ханты-Мансийска в туристический центр витает в правительстве ХМАО давно. Но «завлечь» туристов в ХМАО самобытной культурой и заповедниками не получалось, поэтому руководство округа в последние годы спешно создавало необходимую инфраструктуру, проводило всероссийские и международные музыкальные и спортивные мероприятия, приглашая на них сотни журналистов.
По словам Александра Филипенко, в автономном округе построено 12 аэропортов, современные гостиницы и дороги, налажена телефонная связь. «Сегодня можно практически из любого поселка через автоматическую телефонную связь дозвониться в 150 стран», — подчеркнул губернатор ХМАО. По его словам, развивая экономику, социальную сферу округа, одновременно готовилась почва для привлечения туристов.
Чтобы путешественники смогли насладиться пребыванием на Югорской земле создана не только необходимая инфраструктура, но и комитет по туризму, а также туристическая компания «Югорская долина».
Участники пресс-конференции, среди которых были заместитель губернатора ХМАО Наталья Западнова, председатель комитета по туризму Валерий Беспояско, генеральный директор авиакомпании «Ютэйр» Андрей Мартиросов, генеральный директор ЗАО «Югра-Сервис» Игорь Колесников и заместитель руководителя департамента туризма Минэкономразвития
Как сообщили корреспонденту интернет-газеты «Вслух.Ру» в пресс-службе губернатора ХМАО, по данным Госкомстата, в общем объеме туризма в Ханты-Мансийском округе основное место занимают деловые поездки и поездки событийного характера (например, Чемпионат мира по биатлону или кинофестиваль «Дух огня»).
Пока власти ХМАО тратят огромные средства на обустройство Ханты-Мансийска и организацию помпезных мероприятий. О доходности проектов в области туризма губернатор предпочитает пока не говорить. «Надо сначала попробовать что-то сделать», — сказал он на пресс-конференции.