Проект строительства Северного широтного хода обсуждается с 2007 года.
Для обеспечения наращивания перевозки грузов необходимо сдвинуть с мертвой точки развитие Северного широтного хода. Об этом на научно-техническом совете «О транспортном обеспечении севера Уральского федерального округа» заявил президент РЖД Владимир Якунин.
Он напомнил, что проект строительства Северного широтного хода — новой линии с ожидаемым объемом вывоза до 21 млн тонн грузов в год — обсуждается с 2007 года. Возведение ключевого элемента — моста через Обь — было запланировано в мероприятиях подпрограммы «Железнодорожный транспорт» федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы России 2010−2015 годы», однако выделение средств так и не началось.
В связи с этим РДЖ определило альтернативные возможности по обеспечению вывоза груза, начав за счет своих средств реализацию мероприятий по реконструкции и усилению участка Тобольск-Сургут. Однако дальнейшее наращивание объемов перевозок без строительства Северного широтного хода потребует еще более интенсивного развития железнодорожной инфраструктуры, подчеркнул Владимир Якунин.
В настоящее время подготовлено соглашение, предполагающее участие в реализации проекта ОАО «РЖД», Федерального агентства железнодорожного транспорта, правительства ЯНАО, ОАО «Корпорация развития», ОАО «Газпром» и ОАО «ЯЖДК». Соглашение пока подписано только ОАО «РЖД», ОАО «ЯЖДК» и «Корпорацией развития».
«Если этот проект не может быть реализован, то потребуется дополнительное усиление участка Тобольск-Тюмень, в том числе в части строительства дорогостоящих мостовых переходов через реки Обь и Юганская Обь в районе Сургута», — пояснил Владимир Якунин.
Он добавил, что отсутствие Северного широтного хода приведет к дополнительному увеличению перевозок в направлении портов Северо-Запада, в том числе Транссибирской магистрали, работающей на пределе пропускных способностей. Требуется строительство около 240 км третьих путей.