Dipol FM | 105,6 fm

В ТюмГУ актуализируют математическое образование

Как сделать обучение математике и IT полезным и интересным.

В Международный день математики в рамках программы развития ТюмГУ «Приоритет 2030» состоялся разговор о царице наук с доктором физико-математических наук Евгением Вдовиным, проректором, директором Школы компьютерных наук ТюмГУ. Он рассказал о новом подходе к обучению математических и IT-дисциплин, качественной подготовке педагогов-предметников и повышении мотивации у школьников.

— Евгений Петрович, почему в школе не хватает учителей?

 — В целом сейчас в Российской Федерации наблюдается дефицит кадров практически во всех отраслях. Ситуация в работе учителей усугубляется высокой нагрузкой, сравнительно невысокой зарплатой, бюрокротической нагрузкой, а также использованием методик 300-500-летней давности, убивающими мотивацию как у учителей (возникает проблема выгорания), так и учеников. При этом в Федеральных образовательных стандартах прописана деятельностная методика, базирующаяся на достижениях наших выдающихся педагогов, в первую очередь Л.С. Выготского, но в действительности практически никто из учителей не умеет использовать эту методику. Возникает имитация, когда в деятельностные формы обучения втискиваются древние методики, что в итоге приводит к ещё большему снижению эффективности обучения и мотивации всех участников процесса.

— Почему математика остается царицей наук?

 — Математика — это мыслительное средство для представления окружающей действительности и деятельности. В наше время использование этого средства позволяет переводить построенное представление в цифру и оперировать представлением с помощью компьютеров, что многократно повышает производительность труда. Таким образом, эффективное использование цифровых технологий в любой деятельности (даже в тех отраслях, которые традиционно считаются гуманитарными) требует владение математикой именно как мыслительным средством. Особенно хочу подчеркнуть, что это не значит, что все должны уметь решать математические задачи или производить в уме быстро вычисления, но практически каждому необходимо строить математические модели в своей деятельности.

— Что не так со школьным математическим образованием?

 — Школьное и высшее математическое образование до сих пор строится вокруг теорем, формул, способов решения тех или иных задач и совсем не включает в себя именно тот навык, который необходим в реальной деятельности — навык моделирования и использования математики как средства. В итоге обучающиеся не видят смысла изучать то, что очевидно не имеет никакой практической пользы, а значит отказываются изучать математику.

— Как сделать обучение математике и IT полезным и интересным?

 — Необходимо активно использовать ситуации (учебные и реальные), в которых ставится цель, происходит действие, получается результат (или не получается результат, что тоже допустимо), а новое знание формируется и присваивается в процессе рефлексии. Эта методика принципиально отличается от текущей (трансляция информации--→трансляци правильных действий--→ самостоятельное закрепление), таким образом освоение математики как мыслительного средства оказывается невозможным.

— Каким вы видите вклад ТюмГУ в разработку концепции современного математического образования?

 — В ТюмГУ сформировалась и постоянно увеличивается команда, которая практически разрабатывает деятельностную методику и создаёт технологию обучения по ней, а также соответствующую модель подготовки учителей и преподавателей. Без сомнения, в настоящий момент ТюмГУ практически занимает лидирующие позиции не только в Российской Федерации, но и в мире. Мы входим в состав организаторов консорциума по актуализации математического образования вместе с Московским городским педагогическим университетом и Адыгейским государственным университетом, проводим программы обучения учителей и преподавателей, рассказываем о наших достижениях и наработках на представительных форумах.

— Какую миссию может выполнять ваша магистратура «Архитектор математического мышления»? В чем ее уникальность?

 — В магистратуре «Архитектор математического мышления» происходит обучение новой методике и разработке технологий и методик. Все обучающиеся в магистратуре обязательно должны иметь педагогическую практику и сразу отрабатывать полученные знания. На выходе у выпускников будут наработки и портфолио, которые подтвердят опыт работы, а также могут быть использованы в дальнейшей педагогической деятельности в школах, университетах, образовательных центрах и т. д.

— Что удалось сделать для школ? Какова обратная связь от участников программы «Деятельностное математическое образование», модули которой уже проведены с учителями разных городов страны?

 — На данный момент заканчивается уже восьмая программа «Деятельностное математическое образование», четыре проходили для преподавателей, четыре — для учителей. Обратная связь от тех педагогов, которые действительно начали использовать новую методику, может быть обобщена следующим образом:

  • у учителей вновь появился смысл их деятельности, снялась проблема профессионального выгорания;
  • количество учеников, успевающих на «4» и «5» повышается с 20-40% до 60-90%;
  • у учеников резко повышается мотивация учиться и узнавать что-то новое, они перестают бояться новых задач, полностью исчезают фразы типа «мы такого не проходили»;
  • сами учителя начинают намного глубже понимать материал, у них возникает интерес и мотивация к профессиональному развитию.

Добавим, что в 2024 году на направление специалитета «Педагогическое образование с 2 профилями: математика, информатика» в ТюмГУ выделено 25 бюджетных мест. В магистратуре «Архитектор математического мышления» бесплатно смогут учиться 20 человек.

Реклама. ФГАОУ ВО «Тюменский государственный университет», ИНН 7202010861, erid: 2Vtzqx3RhyN

Фото: Управление стратегических коммуникаций ТюмГУ

(0)
  • Комментарии
Загрузка комментариев...
Неудобно на сайте? Читайте самое интересное в Telegram и самое полезное в Vk.
Последние новости
Тюменский рынок труда стал лояльнее к работникам с судимостью
Тюменский рынок труда стал лояльнее к работникам с судимостью
Работодатели принимают бывших заключенных на позиции рабочих и разнорабочих.
#работники
#судимость
#рынок труда
#предложения
#новости Тюмени
#тек
За кражу продуктов из магазина тюменцу грозит два года тюрьмы
За кражу продуктов из магазина тюменцу грозит два года тюрьмы
Его удалось установить по записям с камер видеонаблюдения.
#кража
#преступник
#статья
#срок
#новости Тюмени
#тек
Тюменцев приглашают попробовать свои силы в качестве лекторов
Тюменцев приглашают попробовать свои силы в качестве лекторов
Конкурс организует общество "Знание".
#лектор
#знание
#конкурс
#отбор
#новости России
#тек
На участке улицы Одесской в Тюмени закроют дорогу из-за ремонта труб
На участке улицы Одесской в Тюмени закроют дорогу из-за ремонта труб
Ограничения будут длиться до 17 июня.
#ремонт
#дорога
#УСТЭК
#теплосети
#труба
#новости Тюмени
#тек
Реалити-шоу "На СТАРТап" становится видеопособием для предпринимателей
Реалити-шоу "На СТАРТап" становится видеопособием для предпринимателей
В пятой серии эксперты разобрали бизнес-планы участников телевизионного проекта.
#реалити-шоу
#на СТАРТап
#предприниматели
#бизнес
#обучение
#проект
#тек